+7 (950) 018-84-26
e-mail: kuzing@gmail.com
skype: inga-kuznetsova

Стереотипы

Стереотипы - сложная штука. Казалось бы, всё для себя давно объяснил и решил - ан нет, всё-равно лезут, как тараканы из щелей.

Вчера на площадке видела мальчика 3.5 лет. Обычный такой мальчишка, бегает, падает, с кем-то ссорится, с кем-то играет.

А потом выяснилось, что он в свои 3.5 года читает, знает буквы латинского алфавита, знает числа до тысячи, очень непринуждённо пишет, знает, что такое сложение и умножение. Допускаю, что это только вершина айсберга :)

Наверное, идеальный вариант - это порадоваться за него и его родителей. Что мальчик одарённый, что они его как-то здорово развивают. Однако первая мысль, на которой я себя поймала, была: "А мои-то так не умеют!", а последующая: "Может, спросить его маму, как она с ним занималась?".

Поймала я себя на этих мыслях - и стало как-то гаденько. Вроде как получается, что если у кого-то что-то получается лучше, значит, либо я, либо мои дети недостаточно хороши. Хороши для чего? Где критерий, с которым сравнивать и что, вообще, это сравнение даёт? И вообще, даже если у кого-то что-то получается хорошо, почему это автоматически означает, что, у меня с этим плохо? Почему сравнение так часто идёт не со знаком плюс, а со знаком минус, и вместо того, чтобы отметить достоинства, мы зацикливаемся на недостатках? Причём как относительно себя, так и касаемо других. Почему вместо того, чтобы порадоваться, проще расстроиться или снисходительно хмыкнуть?

В сравнении, несомненно, есть положительный момент. Если мы видим, что кто-то в чём-то лучше - и это может стать хорошим толчком для собственного развития. Но только если мы видим именно со знаком "плюс". А если смотреть с негативно-ущербной стороны - толку будет немного.

Когда эмоция неосознана, автоматична, она не позволяет сделать вывод и выбор и довольно часто приводит к странным решениям. Увидев соседского ребёнка, который в 2 года говорит предложениями, в то время как твоё чадо упорно застряло на уровне "ам-ам", "би-би" и "буэээ!!!", так и чешутся руки прийти домой и начать упорно заниматься артикуляционными упражнениями. И довольно часто мы так и делаем, и вдалбливаем в детскую головку такие "важные" знания, и злимся, и кричим, и плачем, и чувствуем себя беспомощными, потому что не получается дотянуть до уровня соседского малыша. И при этом забываем, что хоть наш ребёнок и говорит чуть лучше неандертальца, зато он классно рисует фломастерами, или здорово прыгает, или просто внимательный и ласковый и с ним можно договориться. И вместо того, чтобы замечать то, в чём силён наш сын или дочка, мы стремимся к каким-то неведомым далям и высям, непонятно кому нужным и вряд ли оцененным по достоинству.

Это чертовски трудно, уметь радоваться за других и принимать несовершенство - свое и своих близких. Здорово, что этот навык тренируется.